Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ЕВРО2020 фон
ЕВРО-2020

Эволюция футбольной формы

ЕВРО-2020. Домашняя и гостевая, с вертикальными полосами и горизонтальными - обычная игровая футболка оказывает порой магическое влияние на умы и сердца болельщиков по всему миру. Официальный сайт УЕФА проследил эволюцию спортивной экипировки от тяжелого свитера до современных образцов.

Прошлое

С момента первых организованных матчей в эпоху викторианской Англии в 1870-х футбольная майка проделала большой путь. В первые десятилетия она практически не менялась, если не считать только появление причудливых воротников.
© РИА Новости / РИА Новости1926 год. Футболисты советской сборной рабочих команд перед матчем во Франции.
1926 год. Футболисты советской сборной рабочих команд перед матчем во Франции.
1926 год. Футболисты советской сборной рабочих команд перед матчем во Франции.
Первые существенные инновации появились после введения в 1909 году правила, что форма вратарей должна отличаться по цвету от формы остальных игроков и судей. В 1928 году "Арсенал" и "Челси" стали первым наносить на футболки игровые номера, после чего это было официально взято на вооружение Английской футбольной лигой.
Мода и поп-культура захватили Европу в 60-е, но в футбол эти веяния практически не проникали, если не считать сокращение длины шортов.
"Когда я играл, наши зимние футболки шились из толстой шерсти и, когда начинался дождь, становились очень тяжелыми, - вспоминал знаменитый форвард "Интера" и сборной Италии Сандро Маццола. - Летом мы играли в более легких майках, но те обычно липли к телу от пота".

Спонсоры и коммерциализация

В 70-е футбольная майка сделала значимый шаг в своем развитии. Первым из спонсоров на форме финалиста Кубка европейских чемпионов появился французский производитель спортивной одежды Le Coq Sportif. Знаменитый петушок с его логотипа украсил в 1970 году форму "Фейеноорда".
© РИА Новости / Сергей Гунеев1989 год. Игровой момент матча чемпионата СССР "Спартак" (Москва) - "Динамо" (Москва)
1989 год. Игровой момент матча чемпионата СССР Спартак (Москва) - Динамо (Москва)
1989 год. Игровой момент матча чемпионата СССР "Спартак" (Москва) - "Динамо" (Москва)
Количество спонсорских лого стало стремительно расти. Родоначальником традиции стала венская "Аустрия", которая еще в 1966 году договорилась с пивоварней Schwechater. В Германии клубам разрешили размещать рекламу на футболках с 1973 года. Первым стал "Айнтрахт" из Брауншвейга, подписавший контракт с Jägermeister. В Англии это был Ливерпуль" - в 1979 году на его форме красовался логотип японской фирмы Hitachi.
Три года спустя спонсорскую рекламу на футболках разрешил УЕФА, и в следующем сезоне на форме "Реала" появилась надпись Zanussi.
© РИА Новости / Владимир Родионов1991 год. Игровой момент матча Кубка европейских чемпионов "Спартак" (Москва) - "Реал" (Мадрид)
1991 год. Игровой момент матча Кубка европейских чемпионов Спартак (Москва) - Реал (Мадрид)
1991 год. Игровой момент матча Кубка европейских чемпионов "Спартак" (Москва) - "Реал" (Мадрид)
К тому времени футболки-реплики уже стали набирать популярность, но никто не мог и подумать, что однажды клубы смогут получать более сотни миллионов евро от производителей за право поставлять им футбольную форму.
80-е и 90-е были временем экспериментов. В моду вошел крикливый дизайн. Яркий во всех смыслах пример - форма "Норвич Сити" в Кубке УЕФА-1993/94, когда "канарейки" первыми среди английских клубов обыграли "Баварию" на ее поле.
В те же годы болельщики стали массово ходить на стадионы в футболках любимых клубов. Майки стали предметами модного гардероба в повседневной жизни.
© РИА Новости / Игорь УткинФутболисты ЦСКА после победы в финале Кубка СССР 1991 года
Футболисты ЦСКА после победы в финале Кубка СССР 1991 года
Футболисты ЦСКА после победы в финале Кубка СССР 1991 года

Настоящее

Если верить производителям, сегодняшняя футбольная форма помогает регулировать температуру тела. Она поддерживает мышцы и стимулирует ток крови. Она легче и сохнет быстрее, чем раньше.
Бишенте Лизаразу профессионально играл в футбол с 1988 по 2006 год. Он застал и период сомнительной моды в мире футбольной формы, и появление в нем передовых технологий.
"Майки стали более технологичными и куда более удобными. Пот, например, испаряется гораздо быстрее", - отмечает чемпион мира 1998 года и Европы 2000 года в составе сборной Франции.
© РИА Новости / Владимир Федоренко2002 год. Игровой момент сборных России и Франции. Бишенте Лизаразу не позволяет Валерию Карпину добраться до мяча
2002 год. Игровой момент сборных России и Франции. Бишенте Лизаразу не позволяет Валерию Карпину добраться до мяча
2002 год. Игровой момент сборных России и Франции. Бишенте Лизаразу не позволяет Валерию Карпину добраться до мяча
"Нынешние футболки более комфортные, они лучше, - говорит Лизаразу. - Материал приятен на ощупь, они лучше облегают тело. Наши футболки и шорты на ЧМ-1998 были слишком большими, а сейчас они сидят плотнее и произведены из более приятного эластичного материала. Были разные модные течения. Помню эру узких шортов, которые демонстрировали твои бедра, а потом были очень длинные шорты, которые не сильно подходили невысоким футболистам".

Мнение звезд

Бишенте Лизаразу, чемпион мира и Европы со сборной Франции: "У меня больше 500 маек. Они символизируют мою карьеру. Смотрю на них, и воспоминания оживают. Это примерно как скальпы врагов".
Андреа Пирло, чемпион мира со сборной Италии, двукратный победитель Лиги чемпионов с "Миланом": "Когда надеваешь форму сборной Италии, испытываешь поразительные эмоции. Это твоя вторая кожа, синяя, как смурфы; она создает тебе совершенно иной образ в глазах всего мира. Она делает тебя лучше, выводит тебя на более высокий уровень".
© REUTERS / Petr JosekАндреа Пирло радуется забитому мячу
Андреа Пирло радуется забитому мячу
Андреа Пирло радуется забитому мячу

Будущее

Нас уже окружают нательные технологии. Использование нанотканей и е-тканей, или электронного текстиля, открывает большие возможности.
Наноткань - это "умная" ткань, какая используется, например, в футболках Climachill от adidas. Содержащиеся в ней частицы титана и алюминия активизируются при определенной температуре тела и помогают от перегрева.
Е-ткани содержат датчики и процессор, который собирает информацию и передает ее на отдельное устройство. Это значит, что уже в обозримом будущем тренер или аналитик сможет одним нажатием клавиши получить данные о пульсе игрока, потоотделении, температуре тела, уровне адреналина и кортизола.
Вратарь сборной России Маринато Гилерме
Все формы сборной России на чемпионатах Европы
Другой датчик в той же майке может передавать СМИ или болельщикам у телевизоров, какую дистанцию и с какой интенсивностью преодолел футболист. Эту информацию можно использовать при проведении замен и выборе тактических решений, для профилактики травм. Правда, Лизаразу не хочет полагаться только на технологии.
"Научные показатели не дают полной картины, - говорит он. - Мы должны ими пользоваться, но не должны руководствоваться только ими. Футбол остается видом спорта, в котором ты можешь почувствовать, что Месси готов переломить ход матча, и он действительно сделает это в одиночку".
И видом спорта, в котором майка - это не просто одежда...
Полная версия этой статьи на английском языке доступна в 166-м номере журнала UEFA Direct.
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала